ПАО “МегаФон” интегрировало свою собственную платформу для борьбы с фишингом с информационной системой Минцифры, которая обнаруживает поддельные сайты, выдающие себя за официальные ресурсы различных организаций и сервисов. Это позволило быстрее передавать информацию в НИИ “Интеграл” для блокировки таких сайтов. За один месяц 2024 г. было найдено 6,7 тыс. фишинговых ресурсов. На этих сайтах мошенники создают ложные формы оплаты на несуществующих платформах или ресурсах, где предлагают купить билеты на популярные события. Таким образом, они получают доступ к данным банковских карт или другой нужной им информации, а также распространяют вредоносное ПО.
Руководитель Координационного центра доменов .RU/.РФ, член правления РОЦИТ Андрей Воробьев отметил, что количество фишинговых ресурсов в Рунете за 2023 г. увеличилось в три раза по сравнению с предыдущим годом. По данным “Лаборатории Касперского”, рост составил пять раз. Оператор ежедневно проверяет и анализирует более миллиона интернет-ресурсов.
Только в январе 2024 г. платформа “МегаФона” обнаружила около 6,7 тыс. мошеннических сайтов. Самыми распространенными фишинговыми ресурсами являются сайты, подражающие интерфейсу входа в соцсети или мессенджеры. На втором месте - сайты-подделки “Госуслуг”, а на третьем - сайты, имитирующие официальные сайты банков.
Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Александр Шойтов сообщил, что с помощью системы “Антифишинг” с июня 2022 г. (с момента ее запуска) было заблокировано более 150 тысяч таких ресурсов.
В рамках федерального проекта “Информационная безопасность” национальной программы “Цифровая экономика” был реализован проект стоимостью в 240 млн рублей. Оператором системы является подведомственное Минцифры ФГБУ НИИ “Интеграл”.
Компания “МегаФон” обладает значительным опытом в борьбе с фишингом и всегда предупреждает своих абонентов о рисках посещения подозрительных сайтов. У нас также есть доступ к большим вычислительным мощностям, что позволяет нам оперативно выявлять ресурсы, которые могут использоваться для кражи конфиденциальных данных пользователей. В результате анализа за 2023 год было обнаружено более 200 тыс. фишинговых и других вредоносных ресурсов, что в 4,5 раза больше, чем в 2020 году, - отметил директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов Мегафона г-н Хренов.
Согласно информации, предоставленной пресс-службой Роскомнадзора, все операторы “большой четверки” интегрировали внутренние системы борьбы с мошенничеством и общероссийскую систему “Антифрод”. Создание “Антифрода” было ответом на участившиеся случаи мошенничества, связанные с технологией подмены номеров.
Главная цель системы - помочь операторам соблюдать требования российского законодательства, своевременно выявлять и прекращать вызовы с подменных номеров в традиционных телефонных сетях голосовой связи. Это достигается путем объединения усилий операторов связи и предоставления им технической возможности. Проблема мошенничества с использованием технологий подмены номеров будет решена только тогда, когда все операторы связи начнут верифицировать вызовы, подключившись к системе.
Принцип работы системы “Антифрод” заключается в том, что информация обо всех голосовых вызовах поступает в единую систему, а оператор связи автоматически запрашивает и получает данные об активности номера.
Если система подтверждает, что вызов является реальным и номер не подменен, то устанавливается безопасное соединение. В случае отсутствия такого подтверждения, решение о пропуске вызова или его отклонении принимает сам оператор связи.
Для операторов связи использование системы “Антифрод” является единственным решением для верификации вызовов и гарантированного прекращения звонков с подменных номеров. Операторы “большой четверки” ранее разрабатывали и использовали внутренние антифрод-системы, которые впоследствии были интегрированы с системой верификации ЦМУ ССОП.
Внутренняя антифрод-платформа, предназначенная для борьбы с мошенничеством с использованием социальной инженерии, начала функционировать в компании с конца 2019 года. В 2023 году мы присоединились к системе “Антифрод” ГРЧЦ. Важно отметить, что антифрод-система оператора не конфликтует с решением ГРЧЦ, а работает во взаимодействии с государственной системой.
Постепенное подключение новых операторов к общероссийской системе сокращает возможности для пропуска мошеннического трафика у злоумышленников. За счет этого также увеличивается объем верифицируемого трафика, расширяется перечень нумерации, защищенной от использования для подмены номеров. Ежедневно с помощью верификации удается предотвратить около 1 млн мошеннических попыток вызовов на сеть Tele2. В настоящее время мы активно работаем над интеграцией в систему MVNO-партнеров. Замечено, что подключение к антифрод-решению сокращает мошеннический трафик в 10 раз в течение первых двух недель работы, - сообщила пресс-служба Tele2.