В последнее время в России наблюдается взрывной рост звонков-афер с утверждением, что нужно продлить SIM-карту. Такую тенденцию отмечают специалисты и участники отрасли.
Цель преступников — получить доступ к личному кабинету абонента мобильной связи, а потом настроить перенаправление SMS на свой номер, чтобы, в том числе, перехватывать коды от интернет-банка. Распространение схемы обмана признали сами мобильные операторы, ЦБ, крупные банки, а также представители проекта ОНФ “За права заемщиков”. По данным операторов связи количество таких звонков в октябре по сравнению с сентябрем увеличилось в три раза, а в ноябре (по сравнению с сентябрем) — в четыре раза.
Схема обмана такова: человеку звонит аферист, представляется сотрудником телеком-
оператора и говорит, что срок действия
SIM-карты или договора на оказание услуг связи истекает. При этом в личном кабинете
информация якобы не показывается, поэтому уведомление делается в устной форме. Звонящие пытаются получить секретные и учетные
данные от личного кабинета
абонента, а также одноразовые коды. Если преступники их получат, то попытаются настроить перенаправление
SMS на нужный им
номер или выпустить виртуальную копию
SIM‑карты (eSIM). Таким образом преступники смогут получить доступ к личному кабинету
пользователя в других сервисах, включая финансовые и информационные.
Мошенники часто выдают себя за сотрудников
оператора связи и под разными предлогами пытаются добыть, например, код из
SMS, который позволяет войти в “Госуслуги” или личный кабинет
абонента.
Злоумышленники могут называть разные причины звонка: предложение по смене
тарифа, временная блокировка карты, подключение скидок, необходимость замены карты, сообщили в пресс-службе Tele2. Однако их цель — войти в личный кабинет
абонента. Преступник либо постарается настроить переадресацию звонков сам, либо будет уговаривать жертву мошенничества подключить ее самостоятельно. Установив переадресацию, злоумышленники перехватывают разовые коды доступа ко всем сервисам, которые привязаны к
номеру.
Если человек впоследствии раскроет другую конфиденциальную банковскую информацию (например, полные реквизиты карты), преступники смогут воровать деньги и проводить несанкционированные онлайн-платежи, операции они будут подтверждать вводом одноразового кода из
SMS, который через переадресацию поступит на телефон афериста.
SIM-карта не имеет срока годности и не требует продления. Об этом подтвердили в
Мегафоне, отметив, что оператор связи не просит коды из
SMS. Но с 2018 года
абонентам необходимо обновлять паспортные
данные у сотового
оператора. Это делается не по телефону: у каждой компании своя процедура, которая обычно осуществляется через официальное мобильное
приложение.
Рост использования новой схемы обмана с звонком от лица сотового
оператора может быть связан также с концом года — в это время часто заканчиваются договоры услуг связи, появляются новые
тарифы. Эта схема обмана отличается от “обычных” звонков из лжеслужбы безопасности банка или от фальшивых силовиков по стилю общения мошенников. В звонках от предполагаемых сотовых
операторов нет агрессии и давления, наоборот, демонстрируется
элемент заботы и интереса.
Повышение активности именно этого сценария, удивительно, свидетельствует о росте финансовой грамотности россиян, считают эксперты. Клиенты банков перестали вестись на поддельные звонки из “службы безопасности”. Обращение от имени
оператора призвано уменьшить бдительность.
Чтобы защититься от мошеннических звонков от лица сотовых
операторов нужно просто завершить разговор, по любым вопросам, связанным с сотовой связью, надо самому позвонить в службу поддержки сотового
оператора по
номеру, который указан на его официальном сайте. Если человек всё же сообщил
код доступа и понял обман, нужно срочно позвонить в контактный центр и попросить сменить пароль, то же самое можно сделать через личный кабинет.
На рынке есть достаточно много сервисов и приложений, которые помогают выделять и даже автоматически блокировать потенциально “плохие” входящие звонки, россияне могут ими пользоваться, чтобы реже встречаться с мошенниками. Но следует быть осторожными, потому что в список нежелательных звонков могут попасть потенциально полезные вызовы.
Для борьбы с телефонными преступниками Банк России за три квартала 2023 года инициировал блокировку более полумиллиона телефонных
номеров, которые использовались мошенниками для хищения денег и персональных
данных у граждан.
Авторские права статей защищены в соответствии с законом об авторском праве. Использование материалов в Интернете и в печатных изданиях возможно только с указанием ГИПЕРССЫЛКИ на портал
Корпорация Связи (Корпорация.ру).