Список всех статей
"Глубина-глубина... Я не твой... Отпусти меня, глубина…"
Да кому хоть раз в жизни не хотелось сбежать от окружающей его реальности? Бытовой, надоевший до скрипа зубов, "привычный" уклад въедается в голову одной единственной мыслью: "надоело!", и мы бежим. Вот только далеко убежать не получается. Держит все тот же "быт": работа, футбол по телевизору и сварливая теща, грозящаяся приехать на выходные. Так что за пределы родного жилища на поиски приключений рвануть мало кому удается, чаще пространство так необходимой нам "свободы" умещается в маленькую коробку на рабочем столе, а оттуда уже в Сеть. В Интернет. В Глубину...
Социальные сети и компьютерные видеоигры - такова современная реальность. Такова современная "свобода". Почему это слово уже в который раз употребляется в кавычках? Ну так давайте говорить откровенно: а есть ли она, эта свобода? Свобода без кавычек. Свобода, которую можно писать с большой буквы и не просто говорить о ней, а чувствовать, использовать? Допустим, есть… А нужна ли она кому-нибудь, эта свобода?..
Как это обычно и происходит, по совершенно нелепой случайности, украинский программист Дмитрий Дибенко написал программу, которая позволяет человеку в прямом смысле "погружаться" в виртуальный мир. Для такого погружения нужен всего лишь работающий компьютер, шлем, установленная программа и таймер. Потому что обычный человек, погружаясь в Глубину, не осознает сам факт перехода в не-реальность и чтобы "очнуться" ему необходим звон "будильника". Программа названа была дип-программой. А виртуальная реальность, постепенно застраиваясь, стала городом. Диптауном! Постоянное население этого "городка" составляет ни много ни мало двадцать пять миллионов человек! Самый крупный мегаполис мира, не имеющий даже точки на карте! Здесь есть все: бары и клубы, магазины и торговые центры, рестораны и кафе, скверы, парки, площади, бизнес-центры и даже публичные дома... Но самое главное - здесь есть "Свобода"! Свобода выбирать то, кто ты есть. В вашем распоряжении выбор внешнего вида –кроме известных людей, примерять их "личину" считается неприличным, профессии - зачем выходить из дома, если можно зарабатывать, сидя за компьютерным столом, новой жизни - неуверенный в себе ботаник в реальности, здесь может стать накаченным красавцем, грозой района и любимцем девушек! Правда есть большие сомнения в том, кем являются эти девушки: вполне вероятно, первая красавица - это бабушка, что периодически сидит на лавочке у подъезда и "мусолит" жизнь своих соседей, или же вообще бородатый продавец апельсинов, работающий в магазине за углом. Ограничений нет! Никаких!
Тогда же, прочувствовав все "блага" Глубины, создав себе ту жизнь, мечты о которой когда-то заставляли раньше лечь спать, чтобы быстрее вырасти и стать кем-то, кем стать не удалось, тогда и пришло желание "полного погружения", без прерывания на реальность. Зачем есть плесневелую колбасу из холодильника, когда здесь, в Диптауне, тебе доступны абсолютно все блюда абсолютно всех кухонь мира? Да, организм от голода такая пища не избавит, но если ты уже "веришь" только в того себя, что существует за гранью восприятия реальности - так просто убедить себя и в чувстве насыщения. Так просто убедить себя в чем угодно...
Самое же пугающее в том, что позже, окончательно приняв Глубину за реальность, люди стали пытаться сделать ее "реальной". Грязные подъезды в потрепанных этажках, разбросанные фантики от виртуальных конфет, облезлые стены в квартирах, что один в один те, в которых они на самом деле живут. Обратная подмена. Замена и путаница. Люди потерялись и не хотят, чтобы их искали.
Леонид - главный герой романа - не просто заурядный житель Диптауна. Он "спасатель" этого мира, даже, как сейчас это называют, "читер". В мире "Лабиринта отражений" название для таких как он иное: дайверы . Даже находясь "внутри", дайверы осознают нереальность происходящего и в любой момент по собственному желанию могут "выплыть", таймер им не нужен. Своеобразные "хакеры" поневоле, они ломают программы не понимая путей их построения, просто на уровне чувств (кстати, хакеры здесь тоже есть! Целая каста!). Поэтому работы у них в сети хватает: программку обойти, данные украсть или спасти какого-нибудь нерадивого "жителя", решившего "переехать" в Диптаун с концами. Так-то Леонид и получает в задание вроде бы совсем непыльную работенку: вытащить с сервера онлайн-игры застрявшего мальчишку. Правда парнишку не зря зовут Неудачником, а игрушка совсем также не без причины зовется "Лабиринтом Смерти". Задачка оказывается не из легких! Пытаясь вытащить Неудачника главный герой докапытается до самой сути Глубины, понимает истинные значения слов "Свобода", "Дружба", "Любовь"...
Роман был написан в 1996 году. Давайте подсчитаем: в этом году "лабиринтам" исполнилось 18 лет. А что изменилось? Ну да, компьютеры стали мощнее, умилительно сейчас читать моменты в книге, где главный герой как ребенок радуется 16 мегабайтам оперативной памяти. Мы уже и чисел то таких не помним! Хорошо... Ну а кроме? Ни-че-го! Абсолютно! Написанный почти 20 лет назад роман можно с легкостью выдать за современный! И с каждым днем актуальность этого абсолютно гениального романа в стиле киберпанк становится все больше и больше. Грустно. Страшно. Бесспорно.
Сергей Лукьяненко - признанный мастер русской фантастики. Несмотря на разницу стилей и сюжетов его произведений, основной мотив всегда один - Добро и Зло. Настолько ли они разные? Может ли быть зло во благо? И так ли уж безобидны сторонники "светлой" стороны? Его размышления захватывают, завораживают, засасывают в самую "Глубину" и порой при чтении "лабиринта" читателю самому впору заводить таймер, потому что, увлекшись, можно забыть и про еду, и про сон, очнувшись утром, дочитав последние строки с отчаянной мыслью "еще" и осознанием, что теперь что-то вечное стало немного более понятным.
"Мы устали верить в добро и любовь, мы написали на знамени слово "свобода" — в наивной вере, что свобода — выше любви"...
Трилогия ("Лабиринт отражений", "Фальшивые зеркала", "Прозрачные витражи") - это история о Свободе, о взрослении, о становлении человека и осознании того, что есть Человек.
Список всех статей
Авторские права статей защищены в соответствии с законом об авторском праве. Использование материалов в Интернете и в печатных изданиях возможно только с указанием ГИПЕРССЫЛКИ на портал
Корпорация Связи (Корпорация.ру).