Интервью ПРАЙМ-ТАСС с исполнительным вице-президентом, генеральным директором по регионам ОАО "ВымпелКом" (торговая марка Билайн) Николаем Прянишниковым. Основная тема беседы – ситуация на российском рынке сотовой связи после отмены платы за входящие звонки и введения новой системы межоператорских расчетов
С 1 июля в нашей стране вступила в силу законодательная норма о бесплатности всех входящих телефонных звонков. Рассуждений и комментариев в связи с этим было множество. Думаю, всем будет интересно получить, что называется, из первых рук информацию о том, каковы на сегодня – то есть, на середину сентября - последствия этого события.
Прежде всего, хочу сказать, что введение принципа "платит звонящий" (CPP) - правильный шаг. Многие страны в свое время перешли на СPP. Другое дело, что в большинстве государств он вводился на ранней стадии развития сотовой связи, и способствовал этому развитию. В России же принцип "платит звонящий" был внедрен в момент, когда проникновение сотовой связи достигло – по формальным показателям - почти 100 проц численности населения или 70-80 проц по реальному числу пользователей. Тем не менее, с 1 июля CPP действует, и уже можно подвести первые итоги. Сразу отмечу, никаких принципиальных изменений в распределении телефонного трафика мы сейчас не наблюдаем. Где-то объем трафика с фиксированных телефонов на мобильные несколько снизился, где-то немного возрос, но это в пределах единиц процентов. Возможно, профиль пользования как-то изменится несколько позже, когда все абоненты фиксированной связи получат счета за звонки на мобильные телефоны и увидят, во что это им обходится. Напомню, что плата за звонки с фиксированных на мобильные телефоны стала взиматься с 1 июля, а компании фиксированной связи начали рассылать своим абонентам счета за эти звонки начиная с августа. Поэтому абонентам еще предстоит привыкнуть оплачивать эти счета. Тем не менее, по нашим расчетам, распределение трафика все равно не должно измениться существенно.
С точки зрения экономики эффект следующий. Вследствие введения бесплатных входящих звонков мы потеряли, в зависимости от региона, от 6 до 10 проц выручки. Как правило, в регионах с малым проникновением сотовой связи трафик звонков с фиксированных телефонов на мобильные больше, соответственно там наши потери значительнее. В регионах с большим проникновением сотовой связи эти потери меньше. То, что мы должны получить от операторов фиксированной связи в рамках межоператорских расчетов, но пока не получили, покроет потери в размере 2-3 проц от выручки. Добавлю, что еще не все договоры о межоператорских расчетах нами подписаны, так как это очень большая работа. Но после подписания всех договоров мы надеемся компенсировать за счет интерконнекта около трети наших потерь от введения CPP.
Кроме того, как известно, с начала августа мы увеличили стоимость 1-й минуты исходящих звонков на большинстве старых тарифных планов. За счет этого мы возместили еще часть потерь выручки, а именно 4-6 проц ее общего объема. Благодаря этим двум изменениям мы полностью избежали потерь. Мы таким результатом довольны, так как на данный момент, эффект от CPP для "ВымпелКома" оказался нейтральным.
Что касается наших абонентов, то они от этого нововведения выиграли. По нашим расчетам, абоненты Билайн с 1 августа платят за услуги связи в среднем на 2-3 проц меньше, чем до 1 июля, то есть, тогда, когда входящие звонки с фиксированных телефонов были платными, и мы не производили никаких изменений цен.
Что касается российского рынка связи в целом, то сейчас последствия ввода принципа "платит звонящий" выглядят так. Для сотовых операторов эффект нововведений оказался нейтральным, сотовые абоненты немного выиграли в размере платы за услуги связи, и больше всех выиграли операторы фиксированной связи – их доходы выросли начиная с 1 июля. Этот рост доходов фиксированных операторов связан с повсеместным введением платы за звонок с фиксированного телефона на сотовый. Как известно, за каждую минуту такого звонка абонент заплатит оператору фиксированной связи как минимум 1,5 руб, из которых 95 копеек фиксированный оператор отдаст сотовому в виде платы за завершение вызова на его сеть, примерно 17 копеек составит НДС, а 38 копеек с каждой минуты останутся у фиксированного оператора.
Таким образом, похоже, что первые результаты введения CPP в России свидетельствуют о том, что все участники процесса – сотовые и фиксированные операторы, государственные регулирующие органы - приняли достаточно взвешенные решения, позволившие, с одной стороны, не ущемить существенно ничьих интересов, с другой – не дать обрушить рынок. А такая опасность была, в случае, если были бы предприняты неадекватные шаги. Тогда чем, с Вашей точки зрения, объяснить некоторый ажиотаж и шумиху, возникшие вокруг действий сотовых операторов, последовавших за введением CPP? Причем порой участники этой шумихи явно не вполне понимают предмета, о котором, собственно, шумят.
Мне кажется, что во многом этот шум вокруг действий сотовых операторов после введения CPP связан с общей экономической ситуацией в стране. Сейчас в России мы наблюдаем волну повышения потребительских цен, весьма тяжелую для населения. Например, цены на недвижимость за последнее время выросли в 3 раза, что сделало крайне затруднительным приобретение квартиры даже для неплохо зарабатывающих людей. Цены на бензин уже весьма высоки. С нового года сильно вырастут цены на электроэнергию для населения. Я уже не говорю о том, что в конце года нас, скорее всего, ждет повышение цен на фиксированную телефонную связь после утверждения новых тарифных планов для межрегиональных компаний "Связьинвеста". На этом фоне появилась склонность искать причины такой динамики цен в возможных сговорах между участниками рынка. Возможно, эта тенденция сыграла свою роль и в отношении действий сотовых операторов, на мой взгляд, совершенно незаслуженно. Дело в том, что цены на мобильную связь как снижались, так и продолжают снижаться. За последние два года, например, средние цены на услуги сотовых операторов в России снизились на 40 проц. В этом отношении российские сотовые операторы двигаются "против рынка".
Ту же картину мы увидим, сравнив цены наших сотовых операторов и зарубежных. Показатель средней цены одной минуты разговора в России – один из самых низких в мире. Он составляет 0,05 долл. Ниже этот показатель только в четырех странах – Гонконге, Пакистане, Таиланде и Китае. Да и то ненамного: там он равен 0,04 долл. Для сравнения: средняя цена одной минуты в Египте и Израиле больше, чем в России в 2 раза; в Бразилии, Дании и Венгрии – в 3 раза; в Ирландии, Польше и Австрии - в 4 раза; в Японии и Швейцарии – более чем в 5 раз. Это говорит о том, что в отрасли сотовой связи России сложилась вполне рыночная ситуация, когда компании зарабатывают хорошие деньги, предлагая потребителям услуги по приемлемым для них ценам.
Есть еще одна вероятная причина такого бурного обсуждения последствий введения CPP. Я имею в виду, что произошло "наложение" двух тем – уже упомянутого изменения тарифов сотовыми операторами "большой тройки" и установление ими ставок на межоператорские расчеты. И если по первой теме – о тарифах – на наш взгляд, никаких вопросов возникать не должно, то вторая тема может быть поводом для вопросов, хотя и тут мы не видим никаких злоупотреблений со своей стороны. Как известно, по расчетам за межсетевое взаимодействие с сотовыми операторами, мы установили объемную скидку от базового тарифа за завершение вызова на нашу сеть в размере 14 проц. То есть, цена для операторов "большой тройки" на завершение вызова была на 14 проц ниже, чем для других. Это нормальная практика для любого бизнеса. Тем не менее, поскольку это решение вызвало вопросы, в том числе и у антимонопольных органов, мы провели обсуждение этой темы и приняли решение до конца этого года установить такую же скидку для всех сотовых операторов и производить взаиморасчеты по цене 95 копеек за минуту. Это решение нашло поддержку, как у региональных сотовых операторов, так и у Федеральной антимонопольной службы. Думаю, это обсуждение и принятое нами решение были обоснованы, так как мы понимаем, что региональным сотовым операторам необходимо некоторое время, чтобы адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса. И мы готовы проявить понимание и содействовать коллегам. Мы надеемся, что все вопросы к нам по этой теме будут сняты.
Это все очень благородно, как говаривал герой одной известной книги. Но благородство благородством – а есть еще и бизнес. А в вашем бизнесе есть такой аспект, как асимметрия трафика между крупным по числу абонентов и меньшим оператором. Известно, что, как правило, объем трафика от меньшего оператора к большому превышает трафик в обратном направлении. И тогда получается, что большой оператор при взаиморасчетах за завершение вызова всегда будет оставаться в финансовом проигрыше. Конечно, для расчетов с каждым отдельным небольшим оператором этот проигрыш будет небольшим. Но ведь таких операторов достаточно много. Как с этим быть? Вы согласны терять деньги и дальше?
Вы правы, из-за такой асимметрии трафика мы, вследствие принятого нами решения о применении одинаковой скидки за завершение вызова для всех сотовых операторов, будем терять какие-то деньги на взаиморасчетах с небольшими операторами. Но до конца года мы рассчитываем, что найдем взаимоприемлемые решения по расчетам с небольшими операторами. То есть, региональный оператор тоже сможет получить скидку за завершение звонков в нашей сети. Она будет меньше, чем для оператора "большой тройки", но это обеспечит экономическую эффективность всем заинтересованным сторонам.
Находит ли понимание такая позиция у антимонопольных органов?
Вполне, ведь их волнует не столько размер тех или иных цен, сколько потенциальное ущемление интересов кого-либо из участников рынка. И если будет разработана прозрачная и равная система ценообразования по взаиморасчетам для всех операторов, к чему мы стремимся, то у антимонопольных органов никаких претензий не будет.
Вы сказали выше, что российские сотовые компании идут против рынка, постоянно снижая цены на свои услуги, в то время, как большинство потребительских цен в стране, напротив, стабильно растут. При этом, абоненты сотовой связи получают необходимые им услуги за устраивающие их деньги. Я бы тут остановился на таком аспекте работы сотовых операторов, как клиентский сервис. Я имею в виду не качество самих услуг – передачи голоса или данных – а именно качество обслуживания клиентов. Тут, на мой взгляд, также придется констатировать, что и здесь сотовые компании идут против рынка. Думаю, многие из российских граждан имели случай на собственном опыте убедиться, что, к сожалению, несмотря на рост цен, качество обслуживания потребителей в нашей стране, как правило, не только не улучшается, но и становится хуже, как это ни парадоксально. Причем наблюдается эта невеселая картина не только в государственных учреждениях, как это принято считать, но и во вполне коммерческих компаниях – от продовольственных магазинов до известных банковских организаций. Скажите, во что обходятся Вам усилия по развитию клиентского сервиса?
Совершенно верно, мы уделяем качеству облуживания клиентов особое внимание. То, что ВымпелКом объявил своей стратегической целью стать одной из лучших сервисных компаний мира – это не просто красивые слова, а реальная задача. Я бы отметил еще и то, что нас никто не заставляет постоянно улучшать клиентский сервис и тратить на это деньги и силы. Однако нас заставляет это делать логика рыночной ситуации, которая, к счастью, пока присутствует в отрасли сотовой связи России. О том, какое внимание мы уделяем качеству обслуживания, говорит число наших сотрудников, которые непосредственно работают с клиентами: это 4,5 тысячи человек, включая наши дочерние компании в СНГ, то есть треть всех сотрудников группы компаний ВымпелКом.
Если говорить о расходах на эти цели, то, например, в 2006 году наш бюджет предусматривает расходы на развитие и осуществление клиентского сервиса в размере около 100 млн долл. При этом расходы постоянно растут и будут продолжать расти. Если говорить о техническом обеспечении клиентского сервиса, то у Билайна – крупнейшая в мире по производительности система биллинга /расчета с клиентами/ в режиме реального времени. Были даже ситуации, когда мы готовы были предоставить нашим абонентам предоплаченных тарифов (pre-paid) возможность такого биллинга при нахождении в зарубежном роуминге, а наши роуминговые партнеры за рубежом не имели такой технической возможности. Биллинг в режиме реального времени – очень важная для абонентов сервисная характеристика, обеспечение которой, также потребовало от ВымпелКома немалого труда и затрат.
Вы говорите о том, что все шаги компании, как долгосрочного стратегического характера, так и одномоментные тактические диктуются логикой рыночной ситуации. И это позволило создать и вести эффективный бизнес, обеспечивая, в то же время, потребности пользователей. Однако абсолютно стихийного рынка в реальности уже давно не существует нигде в мире, всегда и везде на него влияет регулирующая деятельность государства. Другое дело, как эта деятельность осуществляется. Скажите, здесь и сейчас – в России с учетом событий последнего времени – существует ли риск возникновения чрезмерного государственного регулирования отрасли сотовой связи?
Существует. И мы этим несколько озабочены. Разумеется, государственное регулирование играет очень важную роль, с точки зрения обеспечения одинаковых правил и равных условий для всех участников рынка. Но когда регулирование перестает соответствовать данным задачам, это не только создает помехи в работе компаний, но и может способствовать поддержке неэффективного бизнеса, что плохо для экономики в целом. Нельзя также забывать о том, что чрезмерное регулирование способствует и такому негативному явлению, как коррупция. Поэтому, если мы хотим, чтобы отрасль динамично развивалась, и цены при этом существенно не росли – нужно положиться на саморегулирование рынка, сохранив за государством функции установления правил и контроля за их соблюдением.
Источник: ПРАЙМ-ТАСС