С 1 июля в России кардинально поменялась модель рынка связи. Введен принцип "платит звонящий" (CPP, Calling Party Pays), поменяется схема взаимоотношений операторов. Что намерено предпринять руководство ОАО "Мегафон" для сохранения доходов компании "Интерфаксу" рассказал первый заместитель генерального директора компании Алексей Ничипоренко.
- Алексей Николаевич, что Вы намерены предпринять для компенсации потерь от отмены платы за "входящие звонки"?
- Мы надеялись, что
тарифы для существенных
операторов на оплату приземления звонков на наши сети все-таки регулятор установит выше. Тогда бы мы смогли не перекладывать на
абонента часть затрат. Самое неприятное - это повышать
тарифы. Но нам ничего другого не остается. Мы вынуждены повысить розничные
тарифы для
абонентов.
Отмечу, что, несмотря на то, что межоператорские и абонентские
тарифы были опубликованы государством очень поздно, и мы не успели заключить договоры, в соответствии с законом с 1 июля все входящие звонки будут бесплатными.
- Каким образом повысятся тарифы?
- Во-первых, сейчас мы проводим анализ всех действующих тарифных предложений, когда все посчитаем, введем изменения в
тарифы, о чем известим
абонентов за 10 дней, как положено по закону. В первую очередь изменения коснутся тех тарифных планов, которые окажутся нерентабельными в связи с изменением стоимости интерконнекта.
- И во-вторых?
- Повышение еще будет состоять в том, что мы на все исходящие местные звонки во всех тарифных планах введем плату за установление соединения. Мы просчитываем разные комбинации, смотрим, стоит ли повышать абонентскую плату. Хотя в России традиция
абонентской платы, наверное, уже ушла в прошлое. Так как 90%
тарифов мобильных
операторов в России не подразумевают абонентскую плату, скорее всего будет принято решение о введении платы за установление соединения для исходящих звонков.
- Насколько увеличатся расходы абонентов?
- Мы изучили возможные новые модели потребления
трафика в связи с отменой платы за входящие звонки и пришли к выводу, что затраты наших
абонентов на мобильную связь даже при повышении
тарифов не вырастут, так как расходы на оплату входящих звонков обнуляются. К тому же введение
CPP "
Мегафон" ставит в наименее уязвимое положение по сравнению с другими
операторами, потому что у нас уже достаточно много тарифных планов с бесплатными входящими. По нашим расчетам мы потеряем от 4% - до 8 % от выручки в зависимости от региона. Например, на Северо- Западе, где есть много старых тарифных планов, потери составят 8-9%. В Москве, где более половины
тарифов включают бесплатные - около 4%.
- Ожидаете увеличение трафика с фиксированных на мобильные?
- По нашим расчетам введение
CPP не приведет к изменению профиля
трафика. Входящий
трафик с фиксированных телефонов снизится, скорее всего, на 15-20% только в первое время. Падение может быть даже до 30% первые два месяца.
Стоит отметить, что если бы стоимость звонка с фиксированного на
сотовый была утверждена в размере примерно 0,5 рубля, изменения были бы более драматическими.
- Ваши обоснованные затраты за приземление сколько составляют? Соответствуют ли они тем, которые давали другие операторы- 1,35 рубля?
- Методика, по которой
операторы мобильной связи подсчитывали свои затраты, разработана McKinsey. Этой методикой полмира пользуется. Для расчетов берутся абсолютно прозрачные цифры из финансовых отчетов компаний, никаких специальных исследований не делается. По модели McKinsey "большая тройка" российских мобильных
операторов рассчитала свои обоснованные затраты и получила схожие цифры. У кого-то чуть больше, у кого-то немного меньше, $0,05 - это компромиссное, среднее значение
- Но государство установило эту цифру на уровне $0,035. Что вы можете предпринять в этом случае?
- Мы будем продолжать диалог с регулятором и надеемся договорится о повышении
тарифа в разумной перспективе - в течение полугода или года - хотя бы до 1,1 или 1,35 рубля. В идеале - до 1,5 рублей.
В любом случае принятое решение действительно до 1 января 2008 года
- Как Вы думаете, когда операторы смогут добиться пересмотра тарифов?
- Это может произойти в последнем квартале. Результаты введения
CPP мы сможем оценить не раньше сентября. В Федеральной службе по
тарифам сообщили, что если все заинтересованные стороны выйдут с инициативой пересмотреть
тарифы, они готовы оценить ситуацию заново.
- Как вы вообще восприняли инициативу госрегулятора изменить модель рынка в России?
- В мире сегодня существует две модели. Мы работали по модели MPP, что означает mobile party pays, то есть за все вызовы, платил мобильный
абонент, независимо от того, входящий ли это звонок или исходящий. Эта модель применяется достаточно широко, не меньше, чем
CPP. По такой модели работают
операторы в Америке, Канаде, Китае, части стран Африки. В Европе принята другая модель -
CPP - когда для
абонента мобильной сети все входящие бесплатны, а все расходы, соответственно, падают на, инициатора звонка.
Поскольку в мире существует две модели, полагаю, что право на жизнь, имеют и та, и другая. Хотя при тех объемах бизнеса мобильной связи, которые сегодня есть в России, любые изменения ведут к рискам, потере денег и снижению темпов развития.
- Если сравнивать две модели - и можно ли их вообще сравнивать - какая из них экономически выгоднее?
- Нет смысла в таком сравнении. Просто есть два возможных подхода, преимущества и недостатки которых целесообразно сравнивать только применительно к конкретному региону, конкретным традициям и привычкам, которые сложились в этом регионе.
- Есть мнение, что у нас уже поздно вводить CPP, потому что рынок насыщен и тяжело менять модель взаимоотношений.
- Я уверен, что регулятор проводил консультации не только с отраслевыми институтами, но и с авторитетными аналитиками, экспертами, и пришел к этому решению, имея твердые основания.
- Некоторые специалисты в отрасли связи считают, что с вводом CPP по той схеме, как в России, мобильные и альтернативные операторы попадают под косвенное госрегулирование. Вы тоже так считаете?
- Да, нас отрегулировали косвенно. Есть цепочка из четырех
тарифов, наш последний. Когда регулируется три предыдущих
тарифа, на долю последнего остается тоже фиксированная цифра.
- Про цепочку расскажите - что это за четыре звена?
- Первое звено - это
тариф для
абонента фиксированной сети в 1,5 рубля, практически на всей территории России. Второе звено -
тариф для это местного
оператора. Третье - это зоновый транзит. Четвертое - терминация на мобильного
абонента. Три первых звена отрегулированы, на долю сотового
оператора остается 0,95 рубля, покрывающие наши затраты не более чем на две трети.
- Акции "Мегафона" не торгуются на бирже, но у него есть иностранные акционеры, например TeliaSonera. Какова была их реакция на CPP?
- К каждому совету директоров мы готовили материалы о грядущих изменениях, рассматривали разные варианты развития событий, оценивали возможные потери.
Да, действительно, "
Мегафон" не торгуется на бирже, но мы выпустили еврооблигации в конце 2004 года, что накладывает на нас такие же самые требования, которые применяются к публичной компании.
- Было увеличение звонков инвесторов?
- Да, особенно после круглого стола в конце мая, когда впервые публично дискутировалось вероятное развитие событий.
- МТС и "Вымпелком" планировали ввести с 1 июля плату за интерконнект $0,05. Получается, "Мегафон" будет вынужден включиться в эти отношения.
- Интерконнект составит 0,95 рубля. Рынок есть рынок, он всех участников ставит в равные условия.
- Как вам удалось договориться о 0,95, а не 1,35 рубля?
-
Трафик как вода, выбирает самый оптимальный маршрут. Если
МТС и "Вымпелком" введут
тариф 1,35 рубля, а для МРК он установлен на уровне 0,95 рубля, я направлю свой
трафик через МРК, и мой конкурент на этом ничего не заработает. Поэтому сегодня все игроки заинтересованы в том, чтобы ценовые условия были одинаковыми для всех участников рынка.
- У вас меньше абонентов, чем у МТС и "Вымпелкома". Так как абоненты "Мегафона" совершают больше звонков на их сети, чем абоненты других сетей на "Мегафон", следовательно, вам выгодней, чтобы межоператорское соединение стоило меньше, ведь вам приходится больше средств перечислять другим операторам.
- Это верно, но мы видим перспективы в том, чтобы поднять "дно" у рынка. До введения взаиморасчетов интерконнект не стоил ничего, и проблема была в том, что любой оператор мог демпинговать до нуля. Сейчас важно поднять "дно", чтобы сделать демпинг невозможным.
Источник: ИНТЕРФАКС