Интервью с генеральным директором мобильной сети "МегаФон-Москва" Игорем Парфеновым
Министерство информационных технологий и связи до лета следующего года готовится определить, работать виртуальным сотовым
операторам (MVNO) в России или нет.
Операторы "большой тройки" скептически смотрят на эти проекты. Генеральный директор мобильной сети "
МегаФон-Москва" Игорь Парфенов поделился с РБК daily своими соображениями относительно
MVNO и связи третьего поколения (3G).
Игорь Борисович, как вы оцениваете заканчивающийся год, чем он вам запомнится с точки зрения бизнеса? С какими цифрами сеть "МегаФон-Москва" завершает 2006 год?
Для нас 2006 год заканчивается успешно. За этот год количество наших
абонентов в Московском регионе увеличилось более чем в полтора раза, с 3,2 млн до 4,9 млн человек. При этом московские
абоненты МегаФона пользуются мобильными услугами очень активно, каждый из них разговаривает в среднем 300 минут в месяц.
Показательно, что в Московском регионе "
МегаФон" продолжает активно развиваться на фоне общего замедления роста рынка. Так, например, чистый прирост
сотовых сетей в октябре 2006 года был на уровне четырехлетней давности, а
проникновение сотовой связи в Москве превысило 150%. Новых сегментов в столице давно уже нет, поэтому рост нашей абонентской базы происходит за
счет абонентов, которые приходят к нам от конкурентов. Теперь наша задача – удержать таких
абонентов, сохранить их лояльность.
Каков общий размер инвестиций сети "МегаФон-Москва" в 2006 году? Каковы инвестиционные планы на 2007 год?
Инвестиции московского
МегаФона за последние два года составят почти полмиллиарда долларов. Обычно мы стараемся каждые полгода корректировать свои инвестиционные планы – в большую либо меньшую сторону. До сих пор удавалось корректировать в большую. А это значит, что
компания развивается с опережением.
Львиная доля инвестиций уходит на строительство и развитие сети. К началу декабря мы завершили внедрение технологии
EDGE на всей территории Московского региона. Это довольно дорогостоящая
программа, которую нам удалось провести параллельно с общей модернизацией сети. На сегодня у
МегаФона в столичном регионе уже 1950 базовых станций, а к началу 2007 года их количество достигнет 2000.
Насколько увеличились доходы от дополнительных услуг за этот год? Продолжится ли эта тенденция в будущем?
Доходы от дополнительных услуг в последние годы стабильно остаются на уровне 13–15%, из них больше половины приходится на
SMS, оставшаяся доля – на другие
сервисы, включая передачу
данных. С внедрением
EDGE абоненты стали пользоваться мобильным
Интернетом еще активнее. Мы ожидаем, что в денежном выражении доходы от дополнительных услуг будут увеличиваться.
Ощущаете ли вы реальную потребность в запуске сетей 3G?
Ситуация с сетями третьего поколения сейчас неоднозначна. По большому
счету, сам факт запуска сети 3G не означает появления принципиально новых для
абонента услуг. Большинство инновационных сервисов прекрасно действуют в существующих мобильных сетях, а в области скоростного доступа в
Интернет лидерство пока остается за проводными технологиями. Видеозвонками, которые традиционно ассоциируются с 3G, Европа быстро пресытилась – далеко не каждый человек хочет быть "видимым" во время телефонного разговора.
Примечательно, что ни одна из европейских сетей 3G до сих пор так и не окупилась. Основной заработок зарубежных
операторов 3G, как это ни парадоксально, сейчас приходится на
безлимитную дешевую голосовую связь. И здесь есть важный для нас момент: Россия оказалась в выгодном положении, потому что отечественные
операторы не принимали участия в европейской гонке за 3G. В результате при переходе к следующему поколению у нас есть возможность учесть все ошибки зарубежных первопроходцев. Конечно, хорошо бы сразу планировать строительство сетей четвертого поколения, но они появятся только к 2012 году. В обозримых же перспективах, на мой взгляд, будущее – за конвергенцией мобильных и фиксированных сетей. Это единственная возможность конкурировать с наступающими технологиями
Wi-Fi и
Wi-Max.
Каково отношение московского МегаФона к возможному развитию сетей MVNO?
Сегодня на двух москвичей приходится три
SIM-карты. Это означает, что на столичном рынке мобильной связи все ниши уже охвачены действующими
операторами. Избыточной емкости, которую можно было бы успешно продавать "виртуалам", в Москве сегодня нет.
На каких направлениях будет сделан акцент в работе сети "МегаФон-Москва" в 2007 году?
Сейчас все
операторы делают акцент на программах лояльности, потому что рынок уже насыщен и борьба за преданность
абонентов становится самым важным направлением. Соответственно, это направление остается приоритетным. Также в наших планах –
перевод клиентского сервиса на новый уровень качества (в первую очередь это коснется высокодоходных
абонентов) и активное внедрение новых технологий.
Источник: РБК Daily