На сегодняшний день есть огромная возможность приобрести именно такой телефон, который хочется. Благо, выбор настолько велик, что легче растеряться, чем сориентироваться. Но ведь так было не всегда…
Раньше рынок был куда менее насыщенным. К слову сказать, в том, давнишнем изобилии не последними моделями были и наши, отечественные, мобильники. Вот именно о них я и хочу рассказать. А точнее, об их эволюции.
Начнем с того, что существуют российские мобильники не только в прошлом, но и в настоящем, ведя историю своей жизни уже несколько лет. Но почему же тогда за эти несколько лет отечественный производитель так и не выбился в лидеры рынка мобильных устройств? Этому есть объяснения: во-первых, покупатели больше доверяют известным брендам, чем недавно появившимся на рынке российским новинкам. Во-вторых, есть здесь вина и непосредственно производителей отечественной продукции. Как правило, «наши» модели отстают по «развитию» от моделей ведущих производителей.
Замечу еще, что говоря «российский телефон» я вовсе не имею в виду телефон российской сборки, а зачастую подразумеваю только продукт, детище наших разработчиков. И это не потому, что российские сборщики не способны на такой подвиг, а потому, что производство в некоторых странах будет намного выгоднее и дешевле, чем в России. Если углубиться в производство телефонов, то несложно будет разглядеть, что самые разные компании имеют свои производства в различных странах.
И все же, если Вы всей душой и сердцем желаете приобрести истинно российский мобильник, это будет довольно легко. Так, например, компания «Ситроникс» производит свои мобильники в Зеленограде.
Несмотря на все это, довольно сложно организовать весь процесс производства от А до Я на одной территории. Поэтому все компании, занимающиеся производством сотовых телефонов (кроме, наверное, компании Samsung), по сути лишь собирают аппараты из привезенных им комплектующих.
Но не это главное. Например, никто не ассоциирует легендарный iPod с китайским производством (именно там он и собирался), а думают лишь о США, где его разработали.
Было бы очень хорошо, если бы эта тенденция к разработке на одном предприятии полностью концепта не пропадала постепенно. К сожалению, сейчас в большинстве случаев разработка функционала и дизайна ведется совместно предприятием-разработчиком, предприятием-производителем комплектующих и предприятием-сборщиком.
Напомню, что голевым моментом в истории развития российского производства сотовых аппаратов стала возможность выпускать эти самые сотовые аппараты своими силами и возможностями. А уже в 2002 году Пермское акционерное общество «Морион», компанией Motorola и датской фирмой RTX Telecom подписали договор о производстве GPRS/GSM аппаратов на Российском Пермском заводе. Некоторые аналитики посчитали это началом выпуска российских телефонов на основе Motorola Innovative Convergence i.250. Однако вскоре оказалось, что это не так. «Морион» планировал всего лишь выпуск систем сигнализации и слежения с использованием идей компании Motorola.
Но даже такой факт мало смог разочаровать аналитиков. Ведь сам факт заключения договора доказал возможность такого международного сотрудничества.
Относительно скоро, всего через год, был представлен первый мобильник фирмы Rolsen – Rolsen GM940. Надо заметить, что это был один из многочисленных в дальнейшем совместных проектов различных фирм. В частности, модель Rolsen GM940 была всего лишь переименованной итальянской моделью Telit GM940, которая тоже продавалась на российском рынке.
Главной отличительной чертой данного аппарата стала его цена – она не превышала 70 долларов. Естественно, что никакого цветного экрана, полифонии и GPRS-интернета здесь не было.
Следующей и последней моделью в этой линейке стал телефон Rolsen GM2191.
А уже зимой 2004 года свет увидели сотовые телефоны МТС i42 и i43. Обращу Ваше внимание на то, что оператор сотовой связи МТС уже неоднократно пытался приучить покупателей к «своим» телефонам. Это были мобильники фирмы Siemens или Sitronics, украшенные символом оператора и залоченные только под его сим-карты.
Телефоны МТС i42 и i43 были продуктом Sitronics и «делом рук» Arima Communications. При этом, как видно, дизайн был «позаимствован» у компании Nokia.
И снова основным достоинством стала совсем невысокая цена аппаратов. Таким образом, все российские аппараты изначально начали борьбу с бюджетниками и устаревшими телефонами, а также с телефонами производства компаний «второго эшелона». Таких компаний в 2003-2005 год стало очень много (Pantech, Fly, Sagem, Voxtel, VK Mobile, Maxon).
В 2004 появились две довольно интересных фирмы – Zetta и eNOL. Несмотря на странные названия, обе эти компании были российскими. Одна фирма отличалась от другой тем, что первая продавала телефоны, собранные в Китае, а вторая – в Корее.
К сожалению, выпустив в свет несколько моделей, компании тихо свернули свою деятельность. Но идея развития отечественных брендов существовать продолжала. Правда, в околомобильном сегменте, но зато весьма продуктивно. Вспомните только музыкальные плееры Ritmix, Nexx и так далее – это все наши российские бренды.
Но все же вернемся к телефонам МТС. Они были уже на порядок «умнее», чем Rolsen. Разница в уровне заключалась в присутствии цветного экрана разрешением 128х128 точек и возможностью отображения 4096 цветов, 40-голосной полифонии, сервисами SMS и EMS и органайзером, включающим в себя таймер, секундомер, календарь и так далее.
Словом, эти мобильники были не так интересны, как их современники. Да и тот факт, что работать они могли только в сети оператора МТС стало для этих новинок минусом. Плюсом можно было назвать умеренную цену и, пожалуй, внешнюю схожесть с мобильниками компании Nokia.
Глядя на относительно успешный ход оператора МТС, другие фирмы постарались повторить этот опыт. И в 2004 году на рынки попала серия телефонов от оператора Tele2. в конце 2004 года появился российско-бельгийский бюджетный продукт под названием Premier C120. Внешность и функционал был «срисован» с уже отжившей свое модели Philips Fisio 120. Неизвестно, зачем было выпускать такую модель: ни цветного дисплея, ни полифонии. Зато имелась внешняя антенна, которая даже к тому времени стала ненужной роскошью. И снова спасительным фактором стала низкая цена.
Поневоле возникает вопрос: ну почему бы не начать производить модели, которые, будучи не настолько отстающими от своих современников, были бы способны чем-нибудь заинтересовать пользователя? И эта невозможность вывода российских мобильников на первые или хотя бы конкурирующие позиции рынков имела сразу несколько оснований.
Первым из них стала некоторая ограниченность возможностей производства мобильников. Именно поэтому первоначальной задачей была попытка конкуренции лишь с бюджетными моделями. Второе – это ограничение по каким-либо признакам продвижения моделей на рынок (как, например, невозможность аппаратов МТС работать в сетях других сотовых операторов). Именно это послужило причиной для многих покупателей предпочесть другие модели телефонов. Третья причина – это неспособность произвести оригинальную модель даже в плане дизайна. У многих такие «клоны» телефонов Nokia и не только ассоциировались с подделками. И, значит, покупать их уже не хотелось. Четвертое – это однозначная узкая направленность на создание конкуренции бюджетным и малофункциональным телефонам. Эта направленность не позволяла в полной мере начать производить по-настоящему качественные и интересные модели. Пятое – быстрое затухание деятельности новых компании. Весь выпуск ограничивался несколькими моделями, а потом компания уходила с рынка. Шестое – это невозможность запомнить ту или иную модель по причине ее «серости». Модели ничем не отличались от самых заурядных бюджетных моделей, а, следовательно, и внимания на них никто не обращал. И самое последнее, но далеко не последнее в судьбе отечественных сотовых – врожденное неприятие отечественной продукции. Как это ни обидно, но доверие ко всему произведенному в России испаряется.
Такое удручающее положение было немного подправлено лишь в 2006 году. Шаг вперед сделала компания Sitronics, которая приняла решение выпускать мобильники под своим названием.
Еще в начале марта 2006 года численность мобильников фирмы Sitronocs исчерпывалась четырьмя моделями, однако уже к концу года линейка отечественных аппаратов насчитывала 10 моделей. Отмечу тот факт, что модели были представлены в различном дизайне и различных форм-факорах, в том числе и в форм-факторе «слайдер». Как и следовало ожидать, вниманию покупателей были представлены не только бюджетные модели.
Но как бы было не радостно, даже самые успешные модели Sitronics уступали практически всем более-менее известным производителям. Помощь пришла со стороны сети салонов «Евросеть», которая обеспечила распространение аппаратов во всех регионах.
Проанализировав ситуацию на рынке, компания Sitronics приняла решение кардинально обновить линейку своих телефонов, что и было осуществлено к концу 2007 года. Вот теперь российская компания могла предложить самые разнообразные в плане дизайна и функционала модели. Здесь появились даже телефоны с поддержкой двух сим-карт.
Но и в этой бочке меда была ложка дегтя: при более детальном рассмотрении оказывалось, что дизайн похож на некоторые модели телефонов других фирм.
Еще позже появились модели на платформе Windows Mobile, что было несомненным достижением.
Не могу не отметить тот факт, что в области «умных» телефонов Россия чувствует себя очень даже неплохо. И здесь обязательно надо сказать о фирме RoverComputers. Именно эта фирма еще с 2000 года занялась производством карманных компьютеров, а позже смартфонов и коммуникаторов. И без преувеличения можно сказать, что эта фирма добилась огромного успеха в своем деле: такого сочетания цены и качества еще не было на рынке. RoverPC стала известна не только «умными» телефонами, но и компьютерами, ноутбуками, фотоаппаратами, плеерами и остальными продуктами.
Рассматривая последние новинки рынка мобильников, нельзя не удивляться – некогда упадочный для России сегмент сотовых телефонов становится все более успешным. Так, например, модель Gresso Luxuty Phone – первый и прямой конкурент всем известного Vertu – это ведь «наш», отечественный телефон.
Поражают своим размахом технические характеристики этого монстра и материалы, из которых собран корпус – красное дерево и розовое золото. Однако мало кто знает о производителе этого монстра. Зато как только была анонсирована самая ожидаемая модель HTC Diamond, производители Gresso незамедлительно представили очередную новинку того же класса.
Судя по последним событиям на мобильном рынке, ситуация для России становится все более благоприятной в плане выпуска заметных моделей. И я очень надеюсь на то, что и в дальнейшем российское производство будет поражать весь мир оригинальными, интересными и полезными новинками. А мы можем только поддержать нашего отечественного производителя.
Источник: Корпорация Связи, Корпорация.ру