Социологи сообщили о том, что с 2018 по 2023 год существенно уменьшилось количество россиян, которые смотрят телевизор. По данным ВЦИОМ, доля бойкотирующих "зомбоящик" увеличилась с 13% в 2018 году до 32% в 2023 году и продолжает расти. В то же время, как и ожидалось, выросла популярность интернета. Однако эти исследования уже не так актуальны, как раньше. Ведь телевидение и интернет — это не конкуренты, а разные форматы медиаконтента. Гораздо важнее узнать, как изменились вкусы и потребности потребителей медиаконтента в целом, независимо от того, где они его смотрят.
А что же потребляют в интернете, куда пользователи заходят с разных устройств: телефона, ноутбука или смарт-телевизора, не действуют технологии оболванивания населения? А если юзер смотрит в планшете те же самые каналы и передачи официального телевидения, которые считаются самыми ненадежными источниками информации? Да даже если интернетчик смотрит только ленты с котиками, чем он лучше домохозяек, которые целый день смотрят кулинарные шоу на ТВ? И если кто-то проводит время за просмотром трэш-стримов на YouTube, то не родственник ли он тому, кто интересуется ДНК-расследованиями на НТВ?
В общем, интересно не то, каким способом люди потребляют контент, а то, какой это контент, сколько он занимает места в жизни обычного человека и что он означает для него.
Давайте посмотрим сначала в телевизор. Кто его основная аудитория и что она хочет. По данным исследования Mediascope, проведенного в конце 2022 года, большинство телезрителей — это люди старше 54 лет (их 53%), почти треть составляют зрители 35-54 лет (30%), 18-34 лет — 11%, дети 4-17 лет — 6%.
Среднее время, которое потребители тратят на просмотр ТВ, — 5,5 часов. Это на 1,5 часа больше, чем десять лет назад. Но это немного меньше, чем в 2017 году, — тогда телевизор забирал почти шесть часов. Самые популярные каналы сегодня "Россия-1″ (27%), Первый канал (25%) и НТВ (20%). Примерно такая же картина была и пять лет назад, но в другом порядке. Первый канал был тогда на первом месте, ему отдавали предпочтение 35%. Зато сейчас он лидирует в самой активной возрастной группе 18-44 лет.
По просмотрам на первом месте кино — ради него телевизор включает 61% зрителей, на втором месте развлекательные программы — за ними голосуют пультом 49% зрителей, на третьем месте новости — их смотрят 47% зрителей, на четвертом месте научно-популярные программы — ими интересуются 42% зрителей, на пятом месте спортивные трансляции — их смотрят 25% зрителей и на шестом месте общественно-политические ток-шоу — ими увлекаются 18% зрителей. Десять лет назад в топе были новости (63%), затем кино (62%), потом развлекательные программы (33%), спорт (26%), политические ток-шоу и образовательные программы (по 13% интереса публики).
Выводы очевидны: телезрители стали меньше смотреть новости, но стали больше интересоваться политикой, отдыхать они, как и раньше, любят художественными фильмами, а от простого развлечения стали уходить, предпочитая научпоп и другие документальные программы. Телезритель стал серьезнее и интеллектуальнее.
Что насчет пользователей интернета? По статистике, средний россиянин тратит на интернет 4 часа 10 минут в день. Это почти так же, как десять лет назад. Хотя есть и другие данные, которые говорят, что средний пользователь сидит в интернете целых восемь часов.
По данным сервиса Meltwater, большинство россиян (68%) читают и смотрят новости в интернете. И при этом основными каналами для получения новостей являются социальные сети. В последнее время особенно популярен стал Telegram. Еще 63% используют интернет для просмотра фильмов, мультфильмов, ТВ-шоу и видео от других пользователей. Самым популярным сервисом для просмотра видео стал “ВКонтакте”. Еще 49% слушают музыку в сети, 43% посещают онлайн-магазины, 33% учатся в интернете, 36% играют в игры. Интересно, что одной из самых популярных платформ для игр стали… “Одноклассники”.
По данным ВЦИОМ, интересы пользователей интернета распределены примерно так: образование и саморазвитие (39%), музыка (42%), юмор (37%) и рецепты (36%). Самыми интересными темами для интернет-аудитории являются новости о событиях в стране и мире (49%), политика (42%). При этом замечательно, что имея доступ к новостям и аналитике со всего мира, 77% пользователей предпочитают российский контент, а среди 18-24-летних таких даже 85%. Еще один интересный факт: новостям в интернете доверяют 48% пользователей, а телевизионным — только 42%.
Телевизор и интернет давно переплелись друг с другом. Потребители обоих средств очень разнообразны. Уже не актуально думать, что пользователи интернета умнее, серьезнее, устойчивее к манипуляциям, чем телезрители. Это было правдой лет десять назад. В интернете побеждают новости, но люди не критично относятся к ним. А чтобы отвлечься от новостей и политики, люди часто смотрят какую-то абсурдную ерунду. Телевизор больше работает на фоне, показывая людям фильмы и развлекательные программы, но при этом зритель стал выбирать научно-популярные программы и документалистику.
В сфере потребления медиаконтента сегодня можно наблюдать разные тенденции. С одной стороны, люди устали от новостей и стали больше интересоваться политикой, а с другой — социальные сети стали главными источниками новостей. С одной стороны, интернет дает много возможностей для общения, образования, работы и самореализации, а с другой — многие пользователи становятся пассивными потребителями медиамусора. С одной стороны, сеть способствует открытости, полемике и толерантности, а с другой — страницы пользователей в соцсетях закрываются, механизмы таргетирования разделяют людей по интересам, а злоупотребление анонимностью делает любую дискуссию в ад. И куда мы все движемся, еще более неясно.