Корпоративные веб-браузеры получают все большее распространение. В России после ухода с отечественного рынка международных ИТ-гигантов выбор полноценных продуктов оказался ограничен, но все же продукты от российских разработчиков начинают появляться. Веб-браузер является наиболее широко используемым классом приложений. Как показывает реальная практика, именно в них пользователи проводят почти 60% рабочего времени. Тем более, что уже давно в Web не только читают сайты или смотрят видео — это полноценная платформа для работы. Трекеры задач, документы, приложения для дизайна и другие инструменты совместной работы — все эти сервисы переехали в Web.
Не стоит забывать и о том, что помимо публичного Интернета, существуют и корпоративные интрасети, построенные на тех же технологиях. Составной частью интрасетей становятся сервисы групповой работы, единой точкой входа для которых является браузер. То же самое произошло и с облачными сервисами, как развернутыми внутри корпоративного контура, так и в инфраструктуре внешних поставщиков. Корпоративные версии браузеров отличает от стандартных наличие нескольких групп функций. Среди них средства, облегчающие установку браузера и управление ими в больших компаниях , как правило, на основе групповых политик.
Также корпоративные браузеры отличают расширенные средства обеспечения безопасности и конфиденциальности. Среди них, например, инструментарий, блокирующий сбор разного рода статистики, выполнение скриптов, установку потенциально небезопасных расширений и приложений. Плюс ко всему, вендоры проводят более глубокий аудит базового исходного кода. К примеру, разработчики браузера Яндекса тратят на аудит исходного кода Chromium до трети рабочего времени. Многие корпоративные браузеры уже в базовой поставке включают средства шифрования и поддержку электронной подписи. И, наконец, предусмотрена техническая поддержка от вендора, в некоторых браузерах она платная.
На начало 2023 года емкость рынка корпоративных браузеров в России составляла 14 млн рабочих мест. Лидером является Chrome, на который приходится больше половины (52%) от общего объема инсталляций. Доля “Яндекс Браузера” составляет 21%. Замыкает тройку лидеров Microsoft Edge с 8%. При этом, расстановка сил на рынке В2С-браузеров заметно отличается: доля Chrome составляет 41%, Яндекс Браузера – 31%. Третье место занимает Safari с долей 12%. Edge замыкает топ-5 – его доля 2%.
Chrome Enterprise - это корпоративная версия браузера Google Chrome. Она поддерживает меньше программно-аппаратных платформ: только Windows и Mac. Ключевым отличием Chrome Enterprise является наличие двух функций: централизованную установку и развертывание, а также более 100 правил и политик для централизованного управления и контроля. В частности, можно блокировать автоматическое обновление и проводить данную операцию в ручном режиме. Поддерживается создание корпоративного магазина дополнений и приложений, где можно собрать только те, которые разрешены для установки. Данные политики можно распространить не только на корпоративные, но и на личные устройства сотрудников. Также в Chrome Enterprise применяется улучшенная защита от фишинга. Также не поддерживается целый ряд потенциально опасных функций, в частности, межсайтовый скриптинг. Предусмотрена опция безопасного просмотра с отключением всех скриптов и трекеров.
Согласно информации на сайте Яндекс Браузер для организаций имеет две версии: базовую и расширенную. Обе они, так же, как и корпоративные браузеры от Google и Microsoft, отличает наличие средств развертывания в корпоративной инфраструктуре в фоновом режиме и возможность централизованного управления на основе более чем 100 правил и политик. В базовой и расширенной версии работает выделенная линия технической поддержки (отличается время ответа: 3 часа и 1 час соответственно). Есть личный кабинет, где хранятся все предыдущие сборки браузера — так к ним можно вернуться в любой момент. Имеются групповые политики безопасности, например, белые и черные списки url или расширений, возможность ограничить снятие скриншотов или запись экрана или использовать средства защиты от фишинга. В штатную поставку входит поддержка электронной подписи от “КриптоПро”, а также российские TLS-сертификаты. В отличие от зарубежных продуктов, браузер от Яндекса может устанавливаться и на более старые версии операционных систем. К примеру, поддерживаются Windows 7 и 8/8.1, а также Mac OS 10.7. Кроме того, браузер можно установить на российские операционные системы AlterOS, Astra Linux, RedOS и все семейства Альт.
Корпоративная версия Edge отличается от основной версии наличием трех функций. Во-первых, это режим совместимости с Internet Explorer, который позволяет использовать Edge для бизнеса на старых сайтах и узлах корпоративных интрасетей, где применяются специфичные для Internet Explorer функции. Во-вторых, корпоративная версия Edge поддерживает автоматическую пакетную установку на рабочих местах пользователей. Этот процесс включает миграцию настроек и данных из других браузеров. В-третьих, Edge для бизнеса поддерживает настройки с помощью групповых политик. Кроме того, корпоративная версия Edge поддерживает все платформы, на которых работает Edge, включая mac и Linux. В стадии тестирования также находятся новые функции, среди которых встроенный VPN и ориентированные на управление мобильными устройствами (MDM). Еще одной новой функцией является интеграция с сервисом Intune – унифицированной службой управления конечными точками, ориентированной на большие корпоративные инфраструктуры. Стоимость одной лицензии составляет 36 долларов в месяц (или 440 долларов в год). Полноценная техническая поддержка данного продукта в России невозможна вследствие политики Microsoft, которая прекратила новые продажи.
Авторские права статей защищены в соответствии с законом об авторском праве. Использование материалов в Интернете и в печатных изданиях возможно только с указанием ГИПЕРССЫЛКИ на портал
Корпорация Связи (Корпорация.ру).