Буквально на днях, в Государственную Думу Российской Федерации был внесен проект под номером 386109-7, касающийся изменений в закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации", позволяющие блокировать мобильные приложения, которые нарушают авторские права в части публикации пиратских данных и контента.
Изменения в действующее законодательство были разработаны при тесном взаимодействии с НФМИ (Национальной Федерации Музыкальной Индустрии).
В текущий момент защита прав авторов и их смежных прав в РФ регулируется Гражданским Кодексом, в частности его четвертой частью, вступившей в силу в 2008 году, а также частью правовых актов, принятых позднее. Действующее законодательство позволяет на практике реализовывать "серые" схемы в области слабого законодательного регулирования в связи с развитием информационных технологий, за которым законодательство, порой, просто не успевает.
Предлагаемые поправки как раз призваны устранить имеющую место двоякость текущего закона и устранить действующие "серые" схемы в вопросе защиты авторских прав, позволив значительно более эффективно бороться с высокотехнологичным пиратством и открывая судебной системе действенные рычаги для борьбы с пиратским контентом.
В частности, предполагается внесение изменений в статьи 15.2 и 15.7 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Изменения подразумевают значительное расширения критериев, по которым приложения и информационные ресурсы могут быть подвержены оперативной блокировке за публикацию контента с нарушением авторских прав.
Также поправки призваны устранить двоякость таких терминов как "информационный ресурс", "программное приложение", "программная реализация", "владелец программного приложения" и некоторых других.
Так термин "программное приложение" предлагается интерпретировать как программу для компьютерных систем, которая распространяется с помощью сети Интернет или цифровых носителей с должной санкции со стороны владельца авторского права на программный объект. При отсутствии соответствующих санкций, правообладатель имеет право на ограничение доступа к соответствующему приложению-нарушителю, на основании соответствующего судебного решения.
Несмотря на то, что по мнению экспертов, в России на текущий момент действует одно из наиболее эффективных антипиратских законодательств в мире, тем не менее данные поправки давно ожидаемы сообществом, особенно на фоне постоянно растущей доли мобильного Интернет-траффика.
Но ряд экспертов выразили мнение, что готовящиеся поправки, не смотря на актуальность вопроса, просто вносят еще один вариант трактовок некоторых технологических терминов, что только внесет еще больше неразберихи в правоприменение и откроет новые теневые лазейки, практически не закрыв текущих и просто понизит качество законодательной базы.
Так, например, под "программным приложением" по смыслу законопроекта понимается программа для ЭВМ, в то же время любой веб-ресурс также является не чем иным, как совокупностью программ для ЭВМ и ввод новой категории в данном случае крайне сомнителен. Не говоря уже о том, что способы передачи и распространения информации видоизменяются, и постоянно пополнять закон новыми описаниями данных способов вещь не перспективная. Более эффективнее ввести в законопроект термины широкого значения с понятными сообществу определениями.
Кроме того, в поправках делается попытка толкования технологических терминов, что не совсем в области зрения законодательной власти, а скорее является прерогативой судебной системы.
Чем в итоге обернутся данные поправки для конечных пользователей и для индустрии в целом будем видно уже через год.
Авторские права статей защищены в соответствии с законом об авторском праве. Использование материалов в Интернете и в печатных изданиях возможно только с указанием ГИПЕРССЫЛКИ на портал
Корпорация Связи (Корпорация.ру).